Над проблемой создания универсального транспортного средства, способного осуществлять перевозки по воде и по суше в условиях Крайнего Севера, работают инженеры и ученые во многих странах мира. Под руководством Василия Мамонтова ?, главного конструктора, предприятие ОАО ТПЦ «СибВПКнефтегаз» (Омск) в 2002 году начало производство быстроходных амфибийных вездеходов и судов на воздушной подушке модели «Арктика», конструкция которых ориентирована на эксплуатацию в условиях Крайнего Севера и Дальнего Востока России.
В настоящее время серийно выпускаются несколько моделей грузопассажирских и грузовых вездеходов и судов: «Арктика-1Д» грузоподъёмность 1000 кг, 7 пассажирских мест; «Арктика-2Д» грузоподъёмность 2000 кг, 14 пассажирских мест; «Арктика-3Д» грузоподъёмность 3000 кг, 25 пассажирских мест. Уже разработано КД и подготавливается производство «Арктики-5Д» грузоподъёмность 5000 кг, 50 пассажирских мест и грузовых платформ и паромов грузоподъёмностью от 25000 кг до 120000 кг.
В отличие от всех известных отечественных и зарубежных аналогов «Арктика» является универсальным транспортным средством (вездеходом и судном), которое может постоянно эксплуатироваться как на воде, так и на суше, на болотах и в тундре, в прибрежной полосе Арктических и Восточных морей и в течение всего года.
В настоящее время ведется работа над совершенствованием следующих систем и узлов:
- система продольной и поперечной устойчивости;
- система торможения и путевой устойчивости;
- силовые установки и система управления;
- самолетного типа, колесное шасси с гидравлическим приводом;
Так же рассматриваются вопросы повышения долговечности гибкого ограждения, плавучести и непотопляемости в аварийных ситуациях.